«Утверждаю» Директор МОУ СОШ №36 имени И.Ф.Артамонова _________________ А.И. Подгорная Приказ № 103а от «30» августа 2011г. | Программа принята на педагогическом совете. Протокол № 1 от 30.08. 2011г. |
Основная образовательная программа начального общего образования
на 2011-2015 г.г.
муниципального общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы №36 имени И.Ф.Артамонова
Воронеж
2011г.
- 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Введение
Информационная карта
Название ОУ | Муниципальное Общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №36 имени И.Ф. Артамонова |
Ф.И.О. руководителя ОУ |
Подгорная Анна Ивановна |
Сведения об учредителе | Администрация городского округа город Воронеж |
Год основания ОУ | 1934 |
Номера свидетельства о государственной аккредитации и лицензии на право ведения образовательной деятельности | Лицензия А № 300854 регистрационный номер И – 1356 от 26.11.2010г.
Аккредитация ГА № 010034 регистрационный номер ГУО – 2433 А от 30.05.2008г. |
Телефон | (473) 241-51-71 |
Факс | (473) 241-51-71 |
Адрес | 394057 г. Воронеж, ул. Куйбышева 23. |
Данный документ разработан педагогическим коллективом МОУ СОШ №36 им. И.Ф. Артамонова.
№ п/п | Разделы основной образовательной программы НОО | Должность | Ф.И.О. |
Пояснительная записка | руководитель кафедры ДиНО | Гардиевич Е.И. | |
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования | руководитель кафедры ДиНО |
Гардиевич Е.И. | |
Базисный учебный план начального общего образования | зам. директора по УВР | Трофимова М.В. | |
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | руководитель кафедры ДиНО, старший воспитатель МДОУ ощеобразовательного вида №10 | Гардиевич Е.И.,
Калинина Р.А. | |
Программы отдельных учебных предметов, курсов |
учителя начальных классов, иностранных языков, физической культуры, музыки | Гребенщикова О.И., Худякова Т.А., Родюкова Е.В., Преснецова Н.А., Старцева Е.В., Долинская Е.И., Федорова С.В. | |
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования |
зам. директора по ВР |
Азизбаева Л.Н. | |
Программа формирования культуры здорового образа жизни |
учитель начальных классов, психолог, учитель физкультуры |
Земская И.Н., Блинова Г.И., Долинская Е.И. | |
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования | руководитель кафедры ДиНО |
Гардиевич Е.И. |
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №36 имени И.Ф.Артамонова разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
- Закон РФ «Об Образовании» от 10 июля 1992г. №3266-I;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования России (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);
- · Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.);
- · Письмо Минобрнауки РФ от 19 апреля 2011 №03-255 «О введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. N 196 (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)
- Устав МОУ СОШ №36 имени И.Ф.Артамонова.
Образовательная программа начального общего образования представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития образовательного учреждения. Образовательная программа начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС содержит следующие разделы:
- Пояснительная записка.
- Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы начального общего образования.
- Учебный план начального общего образования.
- Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
- Программы отдельных учебных предметов, курсов.
- Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования.
- Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Образовательная среда муниципального общеобразовательного учреждения
МОУ СОШ №36 им. И.Ф. Артамонова
|
Школьное образовательное пространство |
Учреждения дополнительного образования детей |
ДО школы |
Школьная библиотека |
Детская школа искусств №5 |
ВОИПКиПРО |
МДОУ общеобразовательного вида №10
|
Учебные классы |
Культурно-образовательное пространство |
Городская библиотека №5 |
Культурный центр «Октябрь»
|
Сотрудничество |
УДО «Спутник» |
ДЮСШ №16, СДЮСШОР №18, АНО «Академия» футбола «Локомотив»» |
1.2 Целью реализации образовательной программы является:
- создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;
- достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе УМК «Школа 2100», «Школа России».
- Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.
Задачи реализации образовательной программы:
- сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность учащихся, обеспечить их эмоциональное благополучие;
- развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальности каждого ребенка;
- сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; дать им опыт осуществления различных видов деятельности;
- создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;
- помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической);
- сформировать у младших школьников основ культуросообразного поведения, понимания особенностей Воронежской области на основе первичных представлений о природе, истории, населении, быте, культуре; гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории и культуры, сохранения традиций Воронежской области;
- дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.
1.3 Общая характеристика ООП НОО
Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей Воронежской области. Формы, средства и методы обучения, духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом МОУ СОШ №36 имени И.Ф.Артамонова и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебная нагрузка и режим занятий определяются с учетом действующих санитарных норм.
Основная образовательная программа предусматривает:
- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
· организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно - исследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
· использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (области, города, района) для приобретения опыта реального управления и действия.
Для более полного удовлетворения индивидуальных образовательных интересов обучающихся в школе создано Отделение дополнительного образования детей (далее – ОДОД). Все коллективы и объединения ОДОД работают на бюджетной основе. Для осуществления целей ОП сформирована необходимая образовательно-развивающая среда, предполагающая активное использование культурно-образовательных ресурсов области, города, района и самого ОУ.
Созданная образовательная среда создает необходимые условия для организации активных форм обучения, даёт опыт чувственного восприятия, обеспечивает наглядность обучения.
МОУ СОШ №36 им. И.Ф. Артамонова, реализующая основную образовательную программу начального общего образования, обязуется обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
• с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;
• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом МОУ СОШ №36 им. И.Ф.Артамонова.
1.4 Организация учебного процесса
Требования к состоянию здоровья | Процедура комплектования первых классов |
I – IV группа здоровья | Все дети, достигшие 6 лет и 6 месяцев, зачисляются в 1 класс. Дети, не достигшие 6 лет и 6 месяцев, прошедшие медико-психолого-педагогическую комиссию, зачисляются в 1 класс. |
Обучение организовано в одну смену при пятидневной в 1 классе и шестидневной рабочей неделе во 2-4 классах. Применяется четвертная периодичность промежуточной аттестации (для учащихся 2 классов с 3 четверти).
Продолжительность уроков в 1-ом классе (1-2 четверть) – 35 минут; во 2-4-х классах – 45 минут.
- Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные недели, вводятся дополнительные учебные каникулы в середине третьей четверти;
- 2-4 классы продолжительность учебного года – 35 учебных недель.
В 1 классе применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки: в сентябре – октябре 3 урока по 35 минут каждый. Со второй четверти 4 урока по 35 минут. С 3 четверти 4-5 уроков по 45 минут.
Продолжительность каникул: в течение учебного года не менее 30 календарных дней, летом – не менее 10 календарных недель.
Режим уроков и перемен:
| 1 класс |
1 урок | 8.30 – 9.05 |
Перемена | 10 мин |
2 урок | 9.15 – 9.50 |
Перемена | 10 мин |
Динамическая пауза | 10.00 – 10.40 |
3 урок | 10.50 – 11.25 |
| 2-4 класс |
1 урок | 8.30 - 9.15 |
Перемена | 10 мин |
2 урок | 9.25 – 10.10 |
Перемена | 20 мин |
3 урок | 10.30 – 11.15 |
Перемена | 20 мин |
4 урок | 11.35 – 12.20 |
Перемена | 10 мин |
5 урок | 12.30 – 13.15 |
Обобщенным результатом общего образования 1 ступени является портрет выпускника, обладающего следующими основными чертами:
- желанием и умением учиться, потребностью самостоятельного познания окружающего мира;
- элементарной грамотностью в рамках содержания отдельных учебных предметов, функциональной грамотностью в области чтения и математики;
- инициативностью, навыками сотрудничества в разных видах деятельности;
- ответственностью, готовностью отвечать за свои поступки;
- осознанным принятием правил здорового и безопасного образа жизни и регуляцией своего поведения в соответствии с ними.
Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования. На второй ступени обучения в дополнение к обязательным предметам вводятся факультативные курсы, различные формы внешкольных занятий, направленные на более полное развитие способностей обучающихся. Основное общее образование служит базой для получения среднего (полного) общего образования.
С 2011-2012 учебного года в начальной школе работает 9 учителей. 7 учителей имеют высшее образование, 2 учителя имеют среднеспециальное педагогическое образование. 5 учителей имеют ВВК, 2 – первую квалификационную категорию, 2 молодых педагога.
Уровень профессиональной подготовки учителей школы значительно вырос за последние годы. Каждый учитель один раз в пять лет обязательно проходит курсовую подготовку. Учителя ВВК посещают проблемные курсы - необходимость в этом продиктована введением в образовательный процесс предпрофильного обучения, новых педагогических технологий.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планируемые результаты освоения программ начального образования представляют собой систему обобщенных личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию для определения и выявления всех элементов.
Планируемые результаты отражают общую идеологию стандарта: ориентацию на результаты образования, подход к стандарту как к общественному договору, ориентацию на системно-деятельностный подход.
Планируемые результаты строятся с учетом основных нормативных документов, обеспечивающих функционирование стандарта:
■ Базисного учебного плана;
■ Фундаментального ядра содержания общего образования;
■ Программы формирования универсальных учебных действий;
■ Системы оценивания.
Планируемые результаты уточняют и конкретизируют требования стандарта для каждого учебного предмета с учетом ведущих целевых установок изучения данного предмета, и с учетом возрастной специфики школьников.
Планируемые результаты:
- обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы;
- являются содержательной и критериальной основой для разработки программы учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы;
- содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, благодаря овладению которыми обучающиеся могут успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе и задачи, направленные на отработку теоретических моделей, понятий и задач, приближенных к реальной ситуации.
В планируемых результатах особое место занимает учебный материал, служащий основой для последующего обучения.
Оценка освоения опорного материала ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития - с помощью заданий повышенного уровня.
Перевод учащихся на следующую ступень осуществляется на основе успешного освоения обучающимися базового уровня.
Планируемые результаты освоения универсальных учебных действий предполагают формирование у учащихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться. В результате изучения всех без исключения предметов выпускники начальных классов приобретут первичные навыки работы с информацией.
В процессе освоения предметных курсов начальной школы планируемые результаты предполагают выделение:
■ базового уровня («Выпускник научится») Задания базового уровня сложности проверяют сформированность знаний, умений и способов учебных действий по данному предмету, которые необходимы для успешного продолжения обучения на следующей ступени. Как правило, это стандартные учебно-познавательные или учебно-практические задания, в которых очевиден способ учебных действий. Способность успешно справляться с такого рода заданиями целенаправленно формировалась и отрабатывалась в ходе учебного процесса со всеми учащимися и
■ повышенного уровня («Выпускник получит возможность научиться»), Задания
повышенного уровня сложности проверяют способность выпускника выполнять такие учебные или учебно-практические задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения. Учащийся сам должен выбрать этот способ из набора известных, освоенных в процессе изучения данного предмета. В некоторых случаях учащийся сам должен сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы, привлекая знания из других предметов, или опираясь на имеющийся жизненный опыт. Это заложит основы успешной учебной деятельности на последующих ступенях обучения.
2.2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Содержание планируемых результатов определяется их основными функциями:
1) служить критериальной основой для оценки выполнения требований стандарта к результатам деятельности системы образования в целом и к результатам деятельности ее отдельных субъектов (образовательных учреждений, педагогов, обучающихся);
2) служить основой для ресурсного обеспечения и организации образовательного процесса.
Содержание планируемых результатов позволяет осуществлять оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования в ходе разнообразных процедур: от текущей оценки учителя до различных аттестационных процедур, выполняемых внешними службами.
Целевой компонент планируемых результатов по каждому предмету (или собственно, ожидаемые учебные достижения учащихся) дают представления о том какие именно действия - когнитивные, личностные,регулятивные, коммуникативные, преломленные через специфику содержания данного предмета, учащиеся обучаются и научаются выполнять в ходе образовательного процесса.
В обобщенной форме эти ожидаемые учебные достижения формулируются в «свернутом» виде и не раскрываются, а в технологической, напротив, детализируются с учетом особенностей этапов освоения учебного материала детьми данного возраста, с учетом возможностей опоры на современную материально-техническую базу и ИКТ-технологии.
Подобная структура призвана подчеркнуть тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке учащихся.
Модель и структура планируемых результатов соответствует основным подходам к разработке стандарта: его пониманию как «общественного договора»; пониманию основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижения на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций»; пониманию сущности учебного предмета и его специфики на основе системно - деятельностного подхода. Задания базового уровня, используемые для итоговой оценки достижения планируемых результатов, и учебные ситуации, в которых учащиеся могут действовать успешно и полностью самостоятельно, соответствуют планируемым результатам, достижение которых ожидается от большинства учащихся («выпускник научится»). Освоение учащимися образовательной программы может выходить за рамки системы базовых заданий. Для установления уровня освоения образовательной программы предлагаются учебные задания повышенной сложности по сравнению с базовым уровнем достижения. В этих учебных ситуациях и заданиях действия учащихся целенаправленно формируются и организуются педагогом, но не являются обязательными для отработки со всеми учащимися. Данный уровень описания планируемых результатов и соответствующие ему задания используются как при итоговом оценивании для обоснования повышенных оценок, так и в неперсонифицированных (анонимных) обследованиях качества образования.
Особое внимание уделяется реализации двух междисциплинарных программ: «Программы формирования универсальных учебных действий» и раздела программы «Чтение: работа с текстом», а также обобщённые планируемые результаты освоения учебных программ по всем предметам начальной школы: «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык (английский, немецкий), «Математика», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура», «Краеведение».
Планируемые результаты освоения учебных программ по всем учебным предметам сопровождаются примерами заданий базового и повышенного уровня, используемых при итоговой оценке достижения планируемых результатов.
2.3. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (личностные, метапредметные, предметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в школе и вн… Продолжение »